14:48 Что такое Двигатель Внутреннего Сгорания? | |||
|
![]() |
---|
Принципиальный ДВС автомобиля НИВА
1 - Шюп для замера уровня масла в картере |
|
---|
Ни одна область деятельности несравнима с поршневыми ДВС по
масштабам, количеству людей, занятых в разработке, производстве и
эксплуатации. В развитых странах деятельность четверти самодеятельного
населения прямо или косвенно связана с поршневым двигателестроением.
Двигателестроение, как исключительно наукоемкая область, определяет и
стимулирует развитие науки и образования. Общая мощность поршневых
двигателей внутреннего сгорания составляет 80 – 85% мощности всех
энергоустановок мировой энергетики. На автомобильном, железнодорожном,
водном транспорте, в сельском хозяйстве, строительстве, средствах
малой механизации, ряде других областей, поршневой ДВС как источник
энергии не имеет альтернативы. Мировое производство только
автомобильных двигателей непрерывно увеличивается, превысив 60
миллионов единиц в год. Количество производимых в мире малоразмерных
двигателей также превышает десятки миллионов в год. Даже в авиации
поршневые двигатели доминируют по суммарной мощности, количеству
моделей и модификаций и количеству установленных на самолеты
двигателей. В мире эксплуатируется несколько сотен тысяч самолетов с
поршневыми ДВС (бизнес-класса, спортивных, беспилотных и т.д.). В США
на долю поршневых двигателей приходится около 70% мощности всех
двигателей, установленных на гражданских летательных аппаратах.
Еще не одно поколение ученых и конструкторов будут исследовать и
совершенствовать его. Еще очень долго ДВС будет давать работу тем, кто
его производит, эксплуатирует, обслуживает и продает. Почему? Потому,
что людям всегда будут нужны машины, совершающие за них механическую
работу. ДВС отлично исполняет эту функцию. Долго ли? Наука и техника
развиваются стремительно. Но в результате их развития альтернатив ДВС
не возникло, а только возросла степень его совершенства. ДВС
«хоронили» неоднократно. В разное время на смену ему прочили
электродвигатели на аккумуляторах, топливные элементы на водороде и
многое другое. ДВС неизменно побеждал в конкурентной борьбе. И даже
проблема исчерпания запасов нефти и газа – это не проблема ДВС.
Существует неограниченный источник топлива для ДВС. Это миллиарды тонн
растительной массы Земли, а также отходы деятельности человека. Из
них можно производить спирты и газы, при переходе на которые ДВС
только выиграет, станет более экономичным, надежным, дешевым и
практически безвредным для природы.
Характеристики ДВС
При
одних и тех же конструктивных параметрах у разных двигателей такие
показатели, как мощность, крутящий момент и удельный расход топлива,
могут отличаться. Это связано с такими особенностями, как количество
клапанов на цилиндр, фазы газораспределения и т. п. Поэтому для оценки
работы двигателя на разных оборотах используют характеристики —
зависимость его показателей от режимов работы. Характеристики
определяются опытным путем на специальных стендах, так как теоретически
они рассчитываются лишь приблизительно.
Как правило, в технической документации к автомобилю приводятся внешние скоростные характеристики двигателя (рис. 4), определяющие зависимость мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от числа оборотов коленвала при полной подаче топлива. Они дают представление о максимальных показателях двигателя.
Показатели двигателя (упрощенно) изменяются по следующим причинам. С увеличением числа оборотов коленвала растет крутящий момент благодаря тому, что в цилиндры поступает больше топлива. Примерно на средних оборотах он достигает своего максимума, а затем начинает снижаться. Это происходит из-за того, что с увеличением скорости вращения коленвала начинают играть существенную роль инерционные силы, силы трения, аэродинамическое сопротивление впускных трубопроводов, ухудшающее наполнение цилиндров свежим зарядом топливо-воздушной смеси, и т. п.
Быстрый рост крутящего момента двигателя указывает на хорошую динамику разгона автомобиля благодаря интенсивному увеличению силы тяги на колесах. Чем дольше величина момента находится в районе своего максимума и не снижается, тем лучше. Такой двигатель более приспособлен к изменению дорожных условий и реже придется переключать передачи.
Мощность растет вместе с крутящим моментом и даже, когда он начинает снижаться, продолжает увеличиваться благодаря повышению оборотов. После достижения максимума мощность начинает снижаться по той же причине, по которой уменьшается крутящий момент. Обороты несколько выше максимальной мощности ограничивают регулирующими устройствами, так как в этом режиме значительная часть топлива расходуется не на совершение полезной работы, а на преодоление сил инерции и трения в двигателе. Максимальная мощность определяет максимальную скорость автомобиля. В этом режиме автомобиль не разгоняется и двигатель работает только на преодоление сил сопротивления движению — сопротивления воздуха, сопротивления качению и т. п.
Величина удельного расхода топлива также меняется в зависимости от оборотов коленвала, что видно на характеристике. Удельный расход топлива должен находиться как можно дольше вблизи минимума; это указывает на хорошую экономичность двигателя. Минимальный удельный расход, как правило, достигается чуть ниже средних оборотов, на которых в основном и эксплуатируется автомобиль при движении в городе.
Пунктирной линией на графике показаны более оптимальные характеристики двигателя.
Всего комментариев: 1 | ||
| ||